КУРОРТНЫЙ ПАРК



В текущем году исполняется 190 лет со дня основания Кисловод¬ского курортного парка. К этой дате историко-краеведческий музей «Крепость» подготовил эксклюзивный выставочный проект, созданный на основе материалов из фондов музея и городского архива. Значительная часть представленных здесь экспонатов демонстрируется впервые.
Парк расположен в долине реки Ольховки, на склонах Джинальского хребта, на высоте 800-1200 м над уровнем моря, его площадь - 948 гектаров (для сравнения, в 1989 году она составляла 1340 га). До 1998 года был крупнейшим в Европе по площади искусственным парком, сейчас больше него только Ричмонд-парк в Англии (955 га). Начинается он в центре курорта, у Нарзанной галереи, и простирается до Олимпийского комплекса.
В самом начале XIX века окрестности источника Нарзан представляли собой довольно унылую картину: каменистая почва, жухлая трава, низкорослый кустарник, безлесные склоны гор. Лишь по руслам рек Козода и Элькуш виднелись рощицы низкорослых лиственных деревьев - ольхи и берёзы.
На состояние окрестностей Кислого колодца впервые обратил внимание доктор Фёдор Петрович Гааз (1780-1853). Посетив Кисловодск, он докладывал в Министерство внутренних дел, что в районе будущего курорта «нет никаких дерев и ничего такого, что могло составить прохладную тень». Ф.П. Гааз составил перечень местных растений, расположив их по времени цветения от января до конца ноября, что оказалось важным при закладке будущего курортного парка. Основываясь на своих ботанических наблюдениях и исследованиях, доктор Гааз сделал предположение, что для улучшения микроклимата необходима посадка деревьев двойными и тройными аллеями.
Поскольку по советам курортных медиков «посетители при употреблении внутрь минеральных вод должны обязательно прохаживаться», избегая прямых лучей солнца, то зелёные насаждения - аллеи и цветники - были сделаны близ источника. Первая прогулочная тропа появилась здесь уже в 1803 году. Она проходила от источника вверх по течению Ольховки до Тупой горки и с конца 1810-х годов посетителями Вод называлась «променадом».
В 1823 году проходит лечение на Кислых Водах 19-летний композитор Михаил Иванович Глинка (1804-1857), который так описывает местный природный ландшафт: «…в мой приезд было там ещё мало домов, а дерев вовсе не было. На плоских вершинах пригорков, расположенных грядами, густая ароматичная трава (в июле и августе, когда на равнинах все уже выгорело от зноя) возвышалась так, что покрывала коня с всадником до шапки».
12 ноября 1823 года по распоряжению командира Отдельного Кавказского корпуса генерала Алексея Петровича Ермолова (1777-1861) по берегам Ольховки, недалеко от источника были высажены липы, акации, тополя, тутовые деревья, что положило начало созданию Курортного парка. Тогдашний начальник Кавказского края стремился придать только что возникшим курортам Кавказских Минеральных Вод благоустроенный вид, сопоставимый с лучшими европейскими курортами.
Озеленительные работы проводились силами военных команд из гарнизона Кисловодской крепости, комендантом которой в 20-х годах XIX века был генерал Евстафий Фёдорович Энгельгардт (1768-1841).
Уже в августе 1823 года писатель, генерал-майор Илья Тимофеевич Радожицкий (1788-1861) даёт полное и красочное описание курорта в своих записках «Прогулка к Кавказским Минеральным Водам». «…Ныне от источника на юг вдоль речки была проложена первая прогулочная аллея, обсаженная молодыми липками, по сторонам которой предполагалось развести сад».
Первые жилища для гостей курорта появляются в 1819 году. Весной предприимчивый купец из Астрахани Николай Иванович Шайкин (1764-1844) с разрешения А.П. Ермолова привёз и собрал 10 небольших деревянных домиков. Два из них он установил для казённых нужд в непосредственной близости от источника нарзана. Восемь других были поставлены на левом берегу Ольховки и предназначались для сдачи внаём посетителям Вод. В летний сезон за постой в этих домах купец получал солидные деньги - около 10 тыс. руб., сразу окупив свои затраты на их строительство.
26 июля 1820 года на Кислые Воды приехал молодой поэт Александр Пушкин (1799-1837) вместе с милым семейством генерала Николая Николаевича Раевского (1771-1829). Они остановились на территории крепости, предварительно договорившись с начальником кордонной линии Станиславом Демьяновичем Мерлини (1775-1833) и комендантом крепости Иваном Алексеевичем Курило.
Планомерное строительство парка началось в 1827 году по указанию генерала Георгия Арсеньевича Емануеля (1775-1837), командующего Кавказской линией. По проекту архитектора Джузеппе Бернардацци (1788-1840) была выровнена часть долины у источника, а на ней разбиты дорожки общей протяжённостью 550 саженей и цветочные клумбы. Парк создавался по свободной «английской» пейзажной системе.
В качестве посадочного материала использовались саженцы ясеня, клёна, карагача из лесов на склонах Бештау и некоторых других мест. Применялись также саженцы тутовых деревьев. Горячим сторонником разведения этого вида деревьев явился известный первопоселенец Кислых Вод Алексей Фёдорович Ребров (1776-1862).
К 1827 году относится и одно из первых описаний парка писателем Николаем Александровичем Нефедьевым (1800-1860): «Кисловодская долина превращается в прекрасный сад: по всему пространству её рассажены деревья и цветы, расчищены и усыпаны песком дорожки и чрез протекающую посредине речку устроены красивые мостики».
В конце 1820-х годов быстро развивающийся и хорошеющий Курортный парк получил ограждение в виде «живой изгороди» из плотных посадок густого кустарника и некоторых пород деревьев.
Главный врач КМВ Фёдор Петрович (Фридрих Отто) Конради (1775-1848) в своём отчёте 1830 года искренне радовался хорошо прижившимся и быстро растущим молодым деревцам, уже довольно тенистым.
Со времени возникновения по рельефу местности и этапам создания парк делится на три части: Нижний (Старый), Средний (Новый) и Горный.
Первый этап строительства охватывает период с 1823 по 1830 годы, когда велось устройство Нижнего парка. Его площадь составляет 10 гектаров, он начинается от Нарзанной галереи и продолжается до Площадки роз.
Старый парк изобиловал ковровыми цветами и садово-декоративными формами растений. Он представлял собой своеобразное архитектурное сооружение, где деревья, кустарники и цветы использовались как благодатный природный материал. Водоёмы замыкались в строго геометрические контуры; аллеи, вытянутые как стрела, окружались подстриженными в определённой форме деревьями. В парке создавались небольшие архитектурные постройки, в частности, удобные и изящные мостики.
До середины XIX века Нижний парк именовался Публичным садом. Здесь вели постоянные благоустроительные работы. Так в 1836 году укрепили плетень ограды, дорожки посыпали песком и щебнем, для клумб дополнительно был привезён чернозём, посадили 190 деревьев. Установлены новые скамьи. На летний период содержались два разнорабочих для производства работ в парке. За садом был закреплён также военно-рабочий инвалидный отряд, в задачи которого входило выполнение разного рода работ: уход за растениями, охрана территории и ремонт парковых сооружений. Для дизайнерских работ привлекались опытные садовники, одним из них стал учёный-«плантер» Людвиг Джерси (ок.1795-после 1840).
В 1845-1854 годах заботу о Кисловодском парке взял на себя наместник царя на Кавказе князь Михаил Семёнович Воронцов (1782-1856). По его распоряжению для курортного парка выписываются из Никитского ботанического сада в Крыму «прививочные черенки фруктовых деревьев», из Тифлиса - «разных сортов семена деревьев, кустарников и огородных овощей», из Риги от садовника Карла Вагнера - семена различных трав для сухой и сырой земли. Нижний парк постепенно пополнялся платаном восточным, татарской туей, ореховым и мыльным деревьями и другими редкими породами. Тогда же были сделаны первые посадки сосны и ели на Тупой (Сосновой) горке и Площадке роз, начато строительство Нарзанной галереи, набережной и каменного моста через реку Ольховку.
В Курортном парке в это время на стоке родника на правом берегу реки Ольховки, называемого Семиградусным источником, строится деревянное здание лечебной купальни пресной воды, которое в 1867 года зодчим Николаем Иосифовичем Невинским (1831-1901) было кардинальным образом перестроено - расширен бассейн и сделан новый деревянный пол. Это было, по сути, первое гидропатическое заведение курорта.
В 1872 году по предложению контрагента КМВ Андрея Матвеевича Байкова (1831-1889) к началу сезона вводятся платные сезонные билеты стоимостью 3 руб. на одно лицо и 6 руб. на семью, которые «давали право в течение одного сезона на питьё минеральной воды из групповых источников (1 руб.), слушанье оркестровой музыки (1 руб.) и гуляние во всех групповых парках (1 руб.).
В 1875 году на реке Ольховке в парке вблизи Семиградусного источника поставили деревянную купальню, обтянутую парусиной, со скамейкой и столиком, а при самом источнике устроили пруд с «каменной передней стенкой, оштукатуренной цементом», в которой была сделана ниша с водопадом. Летом 1889 года архитектор Александр Мстиславович Кочетов (1861-1912) возвёл новую купальню с несколькими кабинами, быстро завоевавшую популярность среди курсовой публики. Заведение работало с 7 часов утра до 8 вечера, причём, устанавливалось мужское и женское время, менявшееся через каждые 2 часа. Входная плата составляла 10 копеек с человека.
Одним из самых красивых парковых мостиков стал изящный, ажурный мостик, переброшенный через узкий проток Ольховки в каменном ложе с загадочным названием «Дамский каприз». Долгое время именно в этом месте, где бушуют стремительно мчащиеся водные потоки по каменным каскадам, не было никакого моста. Желающие могли перейти через узкое русло реки лишь по скользким каменным выступам. Мужчины легко преодолевали такое водное препятствие, а вот дамам в длинных платьях сделать это было значительное труднее. Рассказывают, что как-то один господин благородного вида перегнулся от одного берега к другому в виде этакого выгнутого «живого мостика», и по нему гордо прошествовала его прекрасная спутница. Первый мостик у подножия горки, именуемой в то время Романовской, появился около 1892 года. Дело в том, что 14 мая 1890 года случилось сильное наводнение, уничтожившее все парковые мосты через Ольховку. После этого был выполнен большой объём берегоукрепительных работ, отчего правый берег реки стал намного выше левого и сделал невозможным переход через водные потоки в этом узком месте. Вот тогда и соорудили небольшой деревянный мостик, который поначалу назывался просто Первым. Несмотря на свою простоту, мостик, выкрашенный белой краской и украшенный резной балюстрадой, выглядел вполне изящно. Автором проекта явился, вероятно, архитектор Яков Григорьевич Лукашёв (ок.1865-после 1908). Спустя какое-то время элегантный мостик получил своё романтическое название «Дамский каприз», ведь был построен, как утверждают старожилы, по настойчивому желанию какой-то влиятельной дамы, увы, имя её так и осталось неизвестным.
Небольшой пруд с его красивым водным каскадом привлекал к себе множество курсовой публики. Позади водопада обычно ставился букет цветов, чтобы воочию можно было увидеть кристальную прозрачность струи. Вид каскада и зеркальная поверхность самого пруда представляли собой восхитительное зрелище. В 1895 году было решено укрепить земляную насыпь и возвести у пруда небольшую беседку с эффектным водопадом. К открытию сезона следующего года над водопадом уже соорудили лёгкую беседку по оригинальному проекту главного архитектора КМВ Ивана Ивановича Байкова (1869-1937).
В начале ХХ века каскад по вечерам красиво освещался электрическими лампочками. Старожилы Кисловодска вспоминают, что курсовые бросали в пруд золотые монеты с привязанными к ним маленькими букетами цветов. И сегодня Зеркальный пруд и беседка «Стеклянная струя» с каскадом небольших, фигурных бассейнов, украшенных скульптурами, является одним из самых очаровательных уголков лечебного парка.
В 1887-1888 годах удобная и относительно ровная терраса над крутым обрывом правого берега реки Ольховки была распланирована в так называемом регулярном стиле. Эта часть Нижнего парка получила величественное название - Царская площадка. В создании площадки принимал участие учёный-садовник КМВ, магистр ботаники Владимир Павлович Храповицкий.
Тут была спланирована целая сеть прогулочных дорожек и красивых аллей, между которыми располагались цветочные клумбы и поляны-газоны. В центральной части в 1895 году оборудовали фонтан с круглой чашей и распылительным устройством в виде декоративной горки из камней. На площадке росли плакучие ели, лиственные и декоративные деревья, кустарники различных пород, экзотические растения.
В 1888 году на Царской площадке соорудили кумысный павильон для популярного в то время кумысолечения. А в 1899 году на краю террасы была возведена высокая деревянная беседка, похожая на изящную часовню. Беседка получила романтическое название «Храм любви». Авторы путеводителей по Кисловодску да и многочисленные гости курорта справедливо называли Царскую площадку одним из живописнейших уголков парка, изобилующим цветными клумбами, газонами, поэтическими дорожками. Вблизи неё велась бойкая торговля напитками и молочными продуктами. Садовод Арнольд Эдуардович Регель (1856-1917) высадил композицию «Русский хоровод» из ёлочек, привезённых из Польши.
В советское время, когда здесь устроили большой розарий, этот уголок парка стал называться Площадкой роз.
Ещё одной яркой достопримечательностью Курортного парка в конце XIX века стал искусственный грот южнее здания казённой гостиницы Ресторации. В 1894 году в этой части парка был сооружён просторный деревянный кумысный павильон в мавританском стиле. С 1887 года кумыс активно использовался на курорте как целебный напиток, прежде всего, для лечения «слабогрудых». Поставку его на все группы КМВ осуществлял крупный конезаводчик Султан Тахтамыш-Гирей. Небольшой каменный грот был сложен из камней, найденных в окрестностях и скреплённых цементом. На крыше грота, выполненной в виде уступа скалы, возвышалась скульптура горного козла - тура. Автором изваяния вполне мог быть ростовский скульптор Людвиг Карлович Шодкий (ок.1858-1935).
Спустя несколько лет скульптура «Тур» была убрана из-за сильных повреждений. А опустевший грот получил другое название - «Цветочный» ввиду необычайного обилия и разнообразия цветов, произраставших вокруг. Тут же находилась композиция, так называемый «цветочный календарь»: из разноцветных растений выкладывались год, месяц и дата.
В центральной части Нижнего парка на главной аллее и сегодня привлекает внимание изящный светлый павильон с арочной верандой, здание летней читальни. Первое деревянное здание для летней читальни было сооружено в 1887 году. В этот период на летний сезон здесь получали подписку из трёх газет и одного журнала, имелась и небольшая библиотека. В 1891 году здание подверглось перестройке, появился новый фасад, выполненный в русском национальном стиле. В августе 1896 года здесь побывал писатель Антон Павлович Чехов (1860-1904). Писатель ещё раз перечитал страницы повести М.Ю.Лермонтова «Княжна Мери», мило побеседовал со смотрительницами.
А вот новое, капитальное и весьма дорогостоящее здание читальни в самом центре Нижнего парка было сооружено в 1897-1898 годах главным зодчим КМВ И.И. Байковым и его помощником, младшим архитектором Д.П. Павловым. Это помещение библиотеки гостеприимно распахнуло свои двери в день открытия летнего сезона 1 июня 1898 года. Фонд читальни составляли несколько подписных газет и журналов, а также литература различного жанра. Читателем её мог стать любой посетитель, если он приобретал месячный абонемент стоимостью 1 рубль и вносил обязательный залог в размере 3 рублей.
К началу сезона 1896 года был сооружён новый музыкальный павильон по проекту архитектора Ивана Ивановича Байкова для размещения 40 музыкантов с вполне удовлетворительными акустическими данными. Павильон представлял собой просторную деревянную беседку в «готическом вкусе», по периметру она была украшена балюстрадой. Для защиты от солн¬ца и дождя в проёмах имелись подъёмные занавеси. В начале ХХ века оркестр играл один час утром и два часа вечером.
Через несколько лет и этот павильон стал тесным для увеличившегося оркестра. В 1909 году в Нижнем парке появилась новая музыкальная полукруглая раковина на 60 музыкантов, построенная по проекту зодчего Николая Николаевича Семёнова (1881-ок.1922). Сооружение имело двойную, полую оболочку, что обеспечивало наилучшие акустические параметры для слушателей. В летние сезоны здесь регулярно устраивались концерты симфонического оркестра.
На месте старого музыкального павильона рядом с источником нарзана примерно в 1899 году была сооружена кирпичная галерея в форме дуги, которую до сих пор местные жители называют «Подковой». Она предназначалась для торговли различным мелким товаром: сувенирами, изделиями местных кустарей. Автором проекта, предположительно, является зодчий И.И. Байков либо его помощник Д.П. Павлов. В торговой галерее находилось множество киосков, «в которых производится торговля итальянскими изделиями для дамского туалета и кавказскими серебряными и золотыми вещами; тут и крошечное почтовое отделение, которое открывается только во время курса».
В последние годы XIX века началось расширение Нижнего парка. Силами администрации Бештаугорского лесничества на склонах горы Крестовой были произведены посадки сосен на площади в четыре десятины. Сосны сажались на расстоянии одной сажени. Высаживались и другие саженцы, привезённые из Баталинского отделения лесничества. В парке регулярно проводились ремонт¬ные работы.
В самом оживлённом парковом уголке вблизи Нарзанной галереи вместо существовавшего здесь ранее кафе, в 1912-1914 гг. было построено монументальное здание кофейни московского предпринимателя Родиона Дмитриевича Вострякова по проекту архитектора Н.Н. Семёнова, ныне больше известного как Колоннада. Здание создано в стиле неоклассицизма, производит впечатление лёгкости, воздушности и чистоты классических линий. При нэпе здесь действовал шикарный ресторан «Колоннада». Потом работала диетстоловая. В настоящее время это главный вход в Курортный парк.
Таким образом, лечебный парк со временем становится центром курорта. Ведь именно тут сосредотачивалась бурная жизнь курортной публики. К тому же возникло немало новых традиций: проведение массовых культурных мероприятий, таких, как освящение источника нарзана в начале каждого курортного сезона в середине июня и т.п. В парке появилось множество тихих, укромных уголков, получивших необычные названия «Уголок поэзии», «Уголок поцелуев».
Не забывали и о любителях активного отдыха. Так, в районе купальни располагалось спортивное сооружение, называемое скейтинг-ринг - площадка для катания на роликовых коньках, чуть дальше находился крытый кегельбан, сооружённый в 1902 году, а также детская и гимнастическая площадки. Отводились и специальные площадки для занятий лаун-теннисом.
Развитие Нижнего парка продолжалось и в советское время. В 1920-е годы стали создаваться яркие, живописные клумбы из ковровых цветов, появились сюжетные и портретные произведения. Были созданы и такие редкие объекты садово-паркового искусства, как цветочные календари. Один из таких флористических календарей с идущими часами сохранился до настоящего времени. Приметами нового времени стали различные парковые объекты: тир, шахматный павильон, площадка аттракционов, гипсовые скульптуры советского стиля.
С 1902 года начинается второй этап строительства Курортного парка. На территории отчуждённых казачьих земель площадью 85 гектаров был заложен Средний парк. Его создателем стал известный садовод-пейзажист Альберт Людвигович Зегер (ок.1870-1901), автор живописной композиции растений от Площадки роз до Храма воздуха.
Новый парк распланировали в «английском» пейзажном стиле. Здесь зелёные насаждения расположились по принципу раскрытия пространства и обозреваемости со всех сторон. Вся территория была разбита на открытые широкие горно-луговые поляны, вокруг которых извивались дорожки и аллеи, обсаженные деревьями и кустарниками. Дорожки пересекались между собой, образовывали серпантины, замкнутые овалы и круги. При дорожках устанавливались скамейки для отдыха.
Чтобы привлечь курсовую публику в новый Средний парк, Управление КМВ решило построить в его центре музыкальную беседку. Её сооружение началось весной 1903 года недалеко от Красных камней. Автором этой оригинальной постройки, скорее всего, стал архитектор И.И.Байков. К открытию сезона сего года деревянная беседка была возведена. За необычную форму крыши она стала называться «Китайской» (не сохранилась).
Ещё одна беседка «Уютная» с необычной вогнутой четырёхскатной крышей была построена весной 1914 года по эскизу архитектора Н.Н.Семёнова в верхней части Романовской (Сосновой) горки. В беседке были устроены сиденья с высокими спинками, расходящиеся от центра по радиусам, которые надёжно защищали посетителей от холодного ветра и дождя (не сохранилась).
К лету 1904 года в Новом парке было посажено 6 тысяч лиственных и хвойных деревьев. В последующие годы поддержкой и развитием курортного парка много занимались садовник-пейзажист Юниус Миллер (1855-после 1906) и главный садовник Вод Андрей Яковлевич Аболин (ок.1805-после 1917).
В парке часто встречаются как чистые, так и смешанные по составу биогруппы: дуб черешчатый, липа мелколистная, клён остролистный, сосна кавказская и другие. За многие годы деревья разрослись и образовали тенистые куртины. В парке появились тщательно продуманные тропинки, из-за каждого поворота которых открываются неповторимые пейзажные виды. Так Нижний парк постепенно переходит в зону пейзажного Среднего парка с уголками для тихого отдыха.
В 1914 году Управление Вод решило построить большой павильон для защиты от непогоды в самой возвышенной части Среднего парка. Этот проект составил группный архитектор Н.Н.Семёнов, который руководил его возведением. «Стильный» павильон для отдыха, надёжно защищавший посетителей отдалённых уголков Среднего парка от дождей, порывов холодного ветра и внешне схожий с античным храмом на вершине холма, вскоре получил красивое название «Храм воздуха». В этом районе воздух действительно необычайно чист, прозрачен и ароматен, поэтому павильон использовался для принятия воздушных и дыхательных процедур. Он стал несомненным украшением этой части Курортного парка и любимым местом для любителей дальних прогулок.
На протяжении ХХ века значительно подросшие древесные насаждения существенно изменили облик Среднего парка, который теперь превратился в обширный лесопарк. Рядом с павильоном «Храм воздуха» возникла Первомайская поляна, имеющая вид естественного зелёного амфитеатра. Здесь когда-то проходили праздничные гуляния, музыкальные праздники.
21 апреля 1973 года была пущена канатная дорога. Автор проекта дороги - инженер-проектировщик Вахтанг Маркович Лежава.
Из движущегося вагончика канатной дороги открывается восхитительный вид на Долину роз. Здесь, на площади в пять гектаров, раскинулись аккуратные разноцветные квадраты 80 сортов роз, различающихся по цвету, пышности и прочим характеристикам. Этот изумительный уголок парка - главное детище Ивана Захаровича Шишова (1930-2011). Человек-легенда Иван Шишов сразу после Великой Отечественной войны совсем ещё юным пришёл в парк разнорабочим, увлечённо работал в питомнике. Затем, окончив сельскохозяйственную академию, стал кандидатом наук. С 1962 г. возглавил комбинат «Курзеленстрой», почти полвека был его бессменным директором. Ему удалось приживить на Северном Кавказе голубую ель, разбить Долину роз, создать пункт Ботанического сада и филиал Сочинской горнолесной лаборатории.
В декабре 1974 года из Киргизии в лечебный парк были завезены 73 белочки. Прижившись здесь, они оживляют парковые дорожки, перебегая по ним, смело перепрыгивая с ветки на ветку, изумляют своим проворством и ловкостью. Зверьков стало больше в несколько раз. Они привыкли к людям, которые приносят им любимые лакомства - орешки, семечки.
В 1936 году началось озеленение горных склонов в районе Красного солнышка, Синих гор, обсаживались сосной маршрутные дорожки терренкура. От Храма воздуха до склонов Джинальского хребта возникают огромные рощи сосны обыкновенной и крымской, пихты кавказской, туи, можжевельника.
В этом районе на высоком уступе серого песчаника расположился необычный павильон с милым названием «Красное солнышко», постройка 1935 г., автор - архитектор Б.С. Волков. Строение напоминает античный храм, вероятно, задумано (по аналогии с Храмом воздуха, расположенным чуть ниже) в честь щедрого солнца Кисловодска. Отсюда видны широкие дали склонов Скалистого хребта, затянутые сизой дымкой ущелья и окрестные балки. Рано утром, когда из-за вершины Джинальского хребта едва показывается солнце, оно кажется ярко-красным. Всё розовеет вокруг. И невольно замирает душа: до того прекрасен этот восход, оживляющий всю окрестную природу.
Работы по освоению Горного парка были прерваны в годы Великой Отечественной войны. Возобновились они только в 1946 году, достигнув особенно большого размаха в конце 50-х - начале 60-х годов. Тогда произошло дальнейшее расширение парка за счёт создания новых массивов хвойных пород, грецкого ореха, берёзы бородавчатой.
В настоящее время в Курортном парке произрастает около 300 видов разнообразных местных и экзотических видов деревьев и кустарников. Естественные луга представлены множеством красиво цветущих трав и злаков. На альпийских лугах парка встречается более 800 видов травянистых растений, многие из которых занесены в Красную книгу Ставропольского края.

Сергей ЛУЗИН, директор Кисловодского
историко-краеведческого музея «Крепость».





 
По теме
Специалистами отдела защиты леса и государственного лесопатологического мониторинга филиала ФБУ «Рослесозащита» «ЦЗЛ Ставропольского края» проведено обследование саженцев биоты восточной посадки 2021 года,
А до конца недели синоптики обещают потепление до +20 Богдан Ворошев До конца недели погода на Ставрополье улучшится до +20 градусов Фото: Алексей БУЛАТОВ Согласно данным ставропольского Гидрометцентра,
О пожарах за прошедшие сутки - МЧС Ставропольского края Всего в Ставропольском крае произошло 10 пожаров. Из них 5 на открытой территории, еще 5 в частных домовладениях.
МЧС Ставропольского края
Поделились опытом - Краевая больница 24 марта 2024 года сотрудники Ставропольской краевой клинической больницы приняли участие в конференции с медицинской общественностью Пятигорска,
Краевая больница
Поэты и писатели земли Ставропольской - ЦБС города Лермонтова Кавказская земля подарила миру  своих замечательных деятелей культуры. Не только в нашем крае, но и за его пределами известны имена ставропольских писателей и поэтов.
ЦБС города Лермонтова